понедельник, 1 августа 2016 г.

Развитие мелкой моторики

   Наверное, многие мамы знают, что развитие у малышей внимания, мышлении, восприятия, речи и памяти, напрямую, зависит от гибкости и точности движений пальчиков рук, другими словами от мелкой моторики.
   Поэтому сейчас мы рассмотрим, как развить мелкую моторику у деток при помощи подручных средств. Причем, Вам не придется покупать какие-то специальные игры.



   В первую очередь, любой детский врач советует всем родителям периодически разминать пальчики малыша, поскольку именно на них находятся различные активные точки, напрямую связанные с головным мозгом. Но так как дети растут, поэтому нужно переходить на что-то более развивающее. Для этого возьмите поднос какого-то насыщенного цвета и высыпите на него тонким слоем горошины, затем пальцем нарисуйте линию и малыш, скорее всего, повторит это движение за Вами. Конечно, эта игра рассчитана на совсем маленьких деток, но ее стоит использовать. Еще одна развивающая игра с применением фасоли или гороха - высыпите их в тарелку и дайте малышу в руки маленькую пластиковую бутылочку. Затем возьмите одну горошину и бросьте ее в бутылку. Малышу такая игра должна понравиться, ведь горошины при падении издают определенный звук.
   Позволяйте ребенку теребить ваши волосы, бусы, пуговки, ощупывать одежду для развития тактильных ощущений. Это будет своего рода подготовкой к настоящим занятиям, к ним можно приступать месяцев с трех-четырех. Насыпьте в большую миску горох, фасоль, другую крупу, опустите туда ручки малыша и немного подвигайте. Пусть малыш пытается брать крупу в горсть, зажимать в кулачке, снова высыпать. Периодически меняйте крупы, чтобы ребенок мог почувствовать, что одни из них мелкие, а другие - крупные на ощупь. Когда ребенок станет постарше, зарывайте в крупу несколько мелких игрушек - подойдут игрушки из Киндер-сюрприза, маленькие машинки или крупные блестящие пуговицы. Пусть малыш копается в крупе, пытаясь найти спрятанные игрушки. Существуют заводские игрушки, помогающие ребенку овладеть мелкими движениями рук и пальчиков: это и шнуровки, и разнообразные рамки и вкладыши, и крупные бусы для нанизывания. Помогайте ребенку освоить каждую из игрушек, а когда использование их по назначению надоест малышу, придумайте им новое применение: рамки и вкладыши, например, можно обводить, а потом заштриховывать получившийся контур. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что поштриховать придется и вам. С весьма раннего возраста ребенку доступны аппликации, лепка, рисование. О приемах лепки и изготовлении аппликаций с малышами я рассказывала в других статьях. Что можно сказать о рисовании? Рисовать можно чем угодно: красками, карандашами, мелками, фломастерами, пальцами. Последний метод - наиболее полезный и доступный для малышей раннего возраста. При рисовании восковыми мелками, лучше отломить от мелка кусочек в несколько сантиметров: такой мелок ребенок будет держать пучком, что пригодится ему в дальнейшем освоении правильного захвата письменных приборов.
1. заниматься только когда настроение у ребенка хорошее
2. не стараться опережать гимнастикой реальное развитие моторных навыков. (Родители часто увлекаются), а гимнастика направлена, на то чтобы поддержать, а не опережать моторное развитие.
Известно, что дети, которых усиленно тренируют, и дети, которых не тренируют вообще, все равно начинают делать какое-либо движение в одном и том же возрасте.
  А вот игра на изучение названья пальцев:

У девочек и мальчиков,
На руке 5 пальчиков (сделайте движение вперед-назад кистями)
Палец большой - парень с душой
(называя пальчик поглаживайте его и пощипывайте их от основания к кончикам, загибайте его)
Палец указательный - господин влиятельный
Палец средний - тоже не последний
Палец безымянный - с колечком ходит чваный,
Пятый - мизинец, принес вам гостинец.
Предназначена от года до 5 лет (в принципе можно и с 3 месяцев)
    Старайтесь сделать все, что в Ваших силах, чтобы мир ребенка был интересным и разнообразным, и результат не замедлит сказаться!

Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики   Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни (заимствовано из системы Марии Монтессори - итальянского педагога и врача, 1870-1952 гг.). Запомните очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в "обе стороны", т. е. по очереди обеими руками. 

Вот их примерный перечень:
- Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.
- То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.
- Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.
- Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую.
- Подготовьте рамки с застежками: С бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками. Крючками, кнопками, "липучками" и др. Обязательно покажите ребенку, как пользоваться застежками, разделяя каждое действие на маленькие шаги.
- Чистка зеркал, металла, обуви. Небольшое зеркало нужно припудрить, и ребенок должен его почистить сухой тряпочкой. Приготовьте латунную пластинку, тряпочку и чистящую пасту, ребенок должен отполировать пластинку. Для чистки обуви нужно подготовить "грязный" ботинок, небольшую обувную щетку и крем для обуви.
- Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив).
- Подметание пола. Чтобы движения ребенка при выполнении этого задания не были хаотичными, нарисуйте на полу или разметьте изоляционной лентой небольшой квадрат. Вокруг него рассыпьте что-нибудь, например, косточки абрикоса, и покажите ребенку, как нужно сметать мусор в центр квадрата. После того как все сметете в одну кучку, дайте ребенку совок и ведерко для сбора "мусора".
- Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи.
- Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку.
- Хорошее упражнения для развития координации движений - складывание салфеток по размеченным линиям.
- Используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки. Было бы очень хорошо, если бы маленький повар угостил всех присутствующих в доме.
- Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений.
- Если в вашем доме есть ручной миксер, то подготовьте еще одно упражнение: налейте в какую-нибудь миску подкрашенную мыльную воду, и пусть малыш взбивает цветную пену.
- Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы.
- Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или "скорлупки" от киндер-сюрприза. Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку.
- Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите ребенка правильно держать пинцет.
- На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.
- Если вы найдете кусок плотного пенопласта, то можно дать малышу маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешить их забить.
- Ваш ребенок приобретет хороший практический навык при чистке стеклянной бутылки при помощи "ершика".
- Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и в конце концов - указательным и большим пальцами в другую миску.
- Хорошим занятием послужит игра с телефоном.
- Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка.
- Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.
- Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.
- Поставьте наклонно желоб, и пусть ребенок катит по нему мяч, после чего мяч попадает в корзину.
- Поставьте на стол воротца. Ребенок через них должен прокатить мяч.
- Изготовление гирлянд, бус.
- Продевание тесьмы в дырочки.
- Игра "Поймай рыбку": сделайте удочку с магнитом на конце, а из жестяных банок вырежьте рыбок. Рыбок нужно положить на поднос, и ребенок должен при помощи удочки перенести их на другой поднос.

Не ленитесь заниматься с ребенком! Уделяйте развивающим занятиям минимум 15-20 минут ежедневно!

Комментариев нет:

Отправить комментарий